пятница, 15 июня 2012 г.

Методика написания сочинения (часть С в ЕГЭ)


В любом сборнике тренировочных тестов ЕГЭ вы, конечно же, найдете задание, которое
требует от вас написания сочинения по прочитанному тексту  – так называемая часть С. 
Данное задание, однако, предполагает написание не простого сочинения, а развернутого рассуждения на определенную тему, заданную исходным (авторским) текстом, с подробной, грамотно выстроенной аргументацией. Другими словами, необходимо высказать свое мнение о проблеме и суметь грамотно и четко обосновать его, подкрепив примерами.
Итак, структура сочинения такова:
1.    Вступление.
Любая речь, будь то устная или письменная, начинается со вступления – своеобразного введения в тему высказывания. В качестве вступления в ЕГЭ вы можете использовать следующие образцы:
- если вы знаете что-либо об авторе текста, можете написать несколько слов о нем, его деятельности, проблемах, к которым он обращался в своем творчестве и т.п.;
- можете обрисовать в нескольких словах типичную изображенной проблему («часто бывает, что…», «нередко случается …» и т.п.);
- также вы можете оценить актуальность проблемы, с которой сталкивает вас автор текста и т.д.
Вступление должно быть небольшим, но емким – 1-2 предложения.
Пример вступления (текст публициста С.Казначеева о вреде иностранных заимствований):
1. А.С. Пушкин, как создатель современного русского литературного языка, вряд ли мог бы предположить, что через два столетия наш живой и могучий язык будет настолько засорен иностранными заимствованиями.  
2. В современном мире невозможно представить свою речь без таких слов, как «блог», «аккаунт», «менеждер», «мерчандайзер», «промоушн» и других. Но так ли они необходимы нам? Неужели русский язык настолько беден, что в обычной речи нельзя обойтись без заимствований?
2. Формулировка проблемы исходного текста.
Это наиболее сложная и важная часть в написании работы, поскольку без понимания основной мысли (проблемы) и ее точной и верной формулировки невозможна дальнейшая работа с текстом.
Как правило, проблема гораздо шире изображаемой в тексте ситуации. Например, автор описывает случай, когда ему требовалась помощь (при падении он сломал руку, поскользнувшись на улице), и равнодушие прохожих, видевших его страдания. Однако основная мысль данного текста – не перелом руки, а отсутствие милосердия в сердцах людей.
Важный аспект: необходимо обязательно указать слово «проблема» в тексте сочинения, будь то в виде вопроса или словосочетания.
Основные проблемы, встречающиеся в текстах ЕГЭ, так или иначе связаны с общечеловеческими нормами морали и нравственности (проблемы милосердия, справедливости, уважения к старшим, чести и т.п.), или же с современными реалиями (общественными, культурными, политическими).
Формулировка проблемы исходного текста может быть примерно следующей:
1. «Автор текста рассказывает нам/ повествует о…»
2. «Данный текст посвящен проблеме…»
3. «В тексте автор обращается к проблеме/ ставит проблему/ затрагивает проблему…»
4. «В данном тексте автор касается следующих вопросов/ останавливается на проблеме…» и т.п.
Пример формулировки проблемы текста (текст тот же, см. п.1):
1. …Такое  засилие иностранных слов приводит к обеднению родного языка, и автор текста, как борец за чистоту русской речи, недаром обращается к этой проблеме…
 2. …Автор данного текста обращается к проблеме языковых заимствований, считая, что чрезмерное употребление в речи иностранных слов отрицательно влияет на функционирование языка/ разрушает нормы языка. 
3. Комментарий к сформулированной проблеме.
Этот аспект работы не менее важен, чем сама формулировка проблемы. Он предполагает оценку степени актуальности и сложности проблемы.
Здесь необходимо подумать над следующими вопросами:
- кому адресован данный текст;
- какова степень актуальности проблемы (мировоззренческие/нравственные проблемы, как правило, актуальны во все времена);
- как автор подходит к решению проблемы (какие средства выразительности (синтаксические, стилистические) использует (в публицистических текстах нередко возможны эмоционально-оценочные слова, использование иронии, сарказма – непременно укажите это), на какие факты обращает внимание);
- с каким настроением пишет автор о проблеме и др.
Формулировки комментария могут быть следующими:
1. «Актуальность данной темы не вызывает сомнений/ очевидна/бесспорна…»
2. «Тема, затронутая автором текста, представляется/кажется очень важной/актуальной, злободневной, животрепещущей…»
3. «Бесспорно, проблема очень серьезна/ не оставляет никого равнодушным/волнует многих…»
4. Отражение позиции автора.
Это позиция самого автора по отношению к затрагиваемой проблеме. Как правило, она либо обозначена прямо, либо вытекает из содержания текста.
Важный аспект: лучше не цитировать полностью предложение, отражающее позицию автора, а переформулировать его в косвенную речь или передать содержание своими словами.
Примерные формулировки авторской позиции:
1. «Автор приводит пример того, как…»
2. «Автор иллюстрирует свою мысль/мнение, приводя пример…»
3. «В качестве доказательства/примера/аргумента автор текста использует/ обращается к…»
5. Выражение своего мнения и аргументация.
Данная часть сочинения представляется наиболее трудной, поскольку формирование четко выверенных и стройных аргументов – задача не из легких. Объем этой составляющей примерно равен сумме первых четырех частей вашего рассуждения.
Особенность состоит в том, что необходимо, во-первых, выразить собственное мнение по отношению к проблеме текста (позиция согласия/несогласия), во-вторых, грамотно аргументировать (объяснить, доказать) свою позицию.
Аргументов, представленных вами, может быть несколько, но в качестве обязательных комиссией рассматриваются первые два, один из которых, как правило, предполагает опору на собственный жизненный опыт, а второй часто связан с читательским опытом (так называемый литературный аргумент, в основе которого лежит пример из какого-либо литературного произведения).
При подборе доказательств своей точки зрения учтите золотое правило эссе: лучше привести меньше аргументов, но весомых и содержательных, чем большое количество пустых и несостоятельных. Не лейте «воду»! Краткий, но емкий аргумент – залог высоких баллов! 
Например, если, рассматривая проблему отцов и детей, в качестве аргумента вы обращаетесь к анализу поведения таких литературных героев, как Базаров и Павел Петрович, не нужно пересказывать содержание всего романа «Отцы и дети» или биографию И.С.Тургенева.
И еще одно замечание: не обязательно всегда соглашаться с позицией автора, если она вам не близка. Если вы можете сформулировать и грамотно обосновать мнение, отличное от авторского, это также оценивается положительно.
Примерные формулировки собственной (вашей) позиции:
1. «Нельзя не согласиться с автором текста в том, что…»
2. «Я разделяю/не разделяю точку зрения автора на…»
3. «Я согласен/не согласен с автором в оценке…»
4. «Автор, на мой взгляд/по моему мнению, необоснованно утверждает, что…»
5. «Не могу полностью согласиться с автором текста, потому что…»
Примерные формулировки ввода аргументов в текст вашего эссе:
1. Аргументация на основе жизненного опыта.
«Часто приходится сталкиваться с…»
«К сожалению, зачастую в наши дни/вокруг нас/среди нас…»
«Обычным явлением/нормой жизни в наше время стали…»
«Данная проблема/тема часто обсуждается на страницах газет и журналов/на телевидении…» 
2. Литературные аргументы.
«Особенно остро данная проблема поставлена в произведении…»
«К этой проблеме обращались многие известные писатели и публицисты, например/ в частности…»
«Ф.М.Достоевский/любой другой писатель в своем романе/рассказе/очерке/книге…обращался к этой проблеме/теме…»
«Этой теме посвящены произведения многих выдающихся писателей 20 века/любого другого временного отрезка…»
6. Заключение.
Завершить мысль вы должны кратким, но емким выводом. Здесь можно перефразировать вступительную часть, ответить на вопрос, поставленный в начале вашего рассуждения.
Объем заключения примерно равен объему вступления (2-3 предложения).
Примерные формулировки вывода:
«Подводя итог, стоит напомнить каждому образованному культурному человеку, что необходимо соблюдать языковые нормы, чтобы сохранить наш великий русский язык чистым и сильным»
«В заключение хочу сказать, что/ добавить/ напомнить…»
«Таким образом, для решения этой серьезной проблемы каждому необходимо задуматься о/ сделать …»

3 комментария:

  1. спасибо большое за информацию!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Не за что! Всегда рада помочь!) Успехов на экзамене!

      Удалить
  2. спасибо большое очень помогло в написание ЭССЕ))!!





    ОтветитьУдалить