Задание А3 своей целью ставит проверку знаний учащихся о средствах выразительности речи: тропах, а также лексических и синтаксических средствах.
В формулировке задания указано какое-либо средство выразительности (эпитет, метонимия, олицетворение и т.д.), ваша задача - выбрать из четырех предложений то, в котором этот троп представлен.
!!! Для успешного выполнения этого задания необходимо знать и помнить определения основных изобразительно-выразительных средств.
О задании А4 читайте в статье "Задание А4 в ГИА. Фонетический анализ слова"
В формулировке задания указано какое-либо средство выразительности (эпитет, метонимия, олицетворение и т.д.), ваша задача - выбрать из четырех предложений то, в котором этот троп представлен.
!!! Для успешного выполнения этого задания необходимо знать и помнить определения основных изобразительно-выразительных средств.
Средства языковой выразительности
Средство выразительности
|
Определение
|
Пример
|
Выразительные
средства фонетики
Аллитерация
|
Прием звуковой выразительности, повторение однородных
согласных звуков в художественном, преимущественно поэтическом, тексте
|
Звоны-стоны, перезвоны,
Звоны-вздохи, звоны-сны.
Высоки крутые склоны,
Крутосклоны зелены.
С. Городецкий
|
Ассонанс
|
Прием звуковой выразительности, повторение однородных
гласных звуков
|
Быстро лечу я
по рельсам чугунным,
Думаю думу свою.
Н. Некрасов
|
Выразительные словообразовательные средства
Индивидуальные новообразования
(окказионализмы)
|
Слова, созданные автором в соответствии с законами
словообразования, по тем моделям, которые существуют в языке
|
…Кленёночек
маленький
Матки зеленое вымя сосёт.
С. Есенин
|
Выразительные
средства лексики и фразеологии
Метафора
|
Употребление слова или выражения в переносном смысле на
основе сходства двух предметов или явлений. В широком смысле любой вид
употребления слов в непрямом значении.
|
Вам завещаю я сад
фруктовый
Моей великой души.
В. Маяковский
Где-то далеко за Москвой молния распорола небо.
М. Булгаков
|
Олицетворение
|
Разновидность метафоры, в которой неодушевленные предметы,
явления природы, понятия наделяются признаками, свойствами человека или
какого-либо другого живого существа
|
Ты опять, опять со мной, бессонница!
Неподвижный лик
твой узнаю.
Что, красавица,
что, беззаконница,
Разве плохо я тебе пою?
А. Ахматова
В смертельном обмороке бледная река
Чуть шевелит засохшими устами.
Н. Заболоцкий
|
Оксюморон
|
Соединение противоположных по смыслу и даже
взаимоисключающих определений и понятий с целью получить новый неожиданный
смысловой эффект, новое значение.
|
Легкомыслие! – Милый
грех,
Милый спутник и враг
мой милый!
М. Цветаева
|
Сравнение
|
Прямое сопоставление двух предметов или явлений по
сходству, используемое для пояснения одного другим
|
Смешная жизнь, смешной разлад.
Так было и так будет после.
Как кладбище,
усеян сад
В берёз изглоданные кости.
С. Есенин
Ветер за стенами дома бесился, как старый озябший голый дьявол.
А. Куприн
|
Метонимия
|
Замена одного слова другим, смежным по значению
|
Он не то на
серебре, на золоте едал
А. Грибоедов
Черные фраки носились врозь и кучами там и сям. Н. Гоголь
|
Эпитет
|
Образное определение, дающее дополнительную художественную
характеристику кому-либо или чему-либо
|
И малиновое
солнце
Над лохматым сизым
дымом…
Как хозяин молчаливый
Ясно смотрит на
меня!
А. Ахматова
И желтый шелк
ковров, и грубые следы,
И понятая ложь последнего
свиданья,
И парков черные,
бездонные пруды,
Давно готовые для спелого
страданья…
И.
Анненский
|
Гипербола
|
Намеренное преувеличение
|
В сто сорок солнц
закат пылал.
В. Маяковский
|
Литота
|
Намеренное преуменьшение
|
Ваш шпиц, прелестный шпиц,
Не более напёрстка.
А.
Грибоедов
В больших сапогах, в полушубке овчинном,
В больших рукавицах…а сам
с ноготок!
Н. Некрасов
|
Перифраза
|
Замена одного слова описательным выражением, передающим
тот же смысл
|
Унылая пора! очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса…
А. Пушкин
|
Синоним
|
Слова, пишущиеся и звучащие по-разному, а по значению
совпадают или очень близки
|
Он не шёл, а влачился, не поднимая ног от земли.
А. Куприн
|
Контекстные синонимы
|
Слова или словосочетания, которые обозначают одно и то же,
но находятся в разных предложениях, являясь их средством связи.
|
Однажды в газете поместили фотографию мальчика, который выиграл велосипед. До сих пор помню этого счастливца.
|
Антоним
|
Слова, противоположные по своему лексическому значению
|
В бричке сидел господин, не красавец, но и не дурной
наружности, ни слишком толст, ни
слишком тонок; нельзя сказать,
чтобы стар, однако ж и не так
чтобы молод. Н. Гоголь
|
Омоним
|
Слова, имеющие одинаковое написание или произношение, но
разные по лексическому значению
|
Радуйся,
Радуйся,
Ты доканала!
Теперь такая тоска,
Что только б добежать до
канала
И голову сунуть воде в оскал.
В. Маяковский
|
Эмоционально-оценочная и экспрессивная
лексика
|
Слова, в лексическое значение которых входят устойчивая
эмоциональная окраска или оценка
|
С Россией кончено… На последях
Её мы прогалдели,
проболтали,
Пролузгали,
пропили, проплевали,
Замызгали на
грязных площадях…
М. Волошин
|
Стилистически ограниченная лексика
|
Включает сниженную лексику (разговорные и просторечные
слова), а также книжную
|
Подобно земноводной деве,
Не скрестит две руки крестом –
Дщерь,
выношенная во чреве
Не материнском, а морском!
М. Цветаева
|
Фразеологизмы, крылатые слова, пословицы,
поговорки
|
Ф. – устойчивые меткие выражения, обладающие целостным
значением.
Кр. сл. – вошедшие в речь выражения, представляющие собой
краткие цитаты из лит. произведений, а также известные изречения.
|
Один бог разве мог сказать, какой был характер Манилова.
Есть род людей, известных под именем:
люди так себе, ни то ни сё; ни в городе Богдан, ни в селе Селифан, по
словам пословицы.
Н. Гоголь
|
Выразительные
средства синтаксиса
Анафора
|
Повторение отдельных слов или оборотов в начале предложений
|
Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес,
Оттого что лес
– моя колыбель, и могила – лес,
Оттого что я на
земле стою – лишь одной ногой,
Оттого что я о
тебе спою – как никто другой.
М. Цветаева
|
Эпифора
|
Повторение слов или выражений в конце соседних или смежных предложений
|
Други его – не
тревожьте его!
Слуги его – не
тревожьте его!
Было так ясно на лике его:
Царство мое не от мира сего.
М. Цветаева
|
Антитеза
|
Оборот, в котором резко противопоставляются
противоположные понятия
|
Они сошлись. Волна
и камень.
Стихи и проза, лед
и пламень
Не столь различны меж собой.
А. Пушкин
|
Инверсия
|
Нарушение обычного порядка слов для придания им особого
смысла
|
Знаете ли вы, бездарные, многие,
Думающие, нажраться
лучше как, -
Может быть, сейчас бомбой
ноги
Выдрало у Петрова
поручика?..
В. Маяковский
|
Эллипсис
|
Пропуск слова, легко восстанавливаемого из контекста
|
Люблю тебя в твоем просторе я
И в каждой вязкой колее.
Пусть у Европы есть история, -
Но у России – житие.
С. Парнок
|
Градация
|
Такое расположение слов, при котором каждое последующее
содержит усиливающееся значение, благодаря чему нарастает общее впечатление,
производимое текстом
|
Я вижу, я чувствую, – чую вас всюду!
- Что ленты от ваших венков! –
Я вас не забыла и вас не забуду
Во веки веков.
М. Цветаева
|
Параллелизм
|
Одинаковое синтаксическое построение соседних предложений
(или его частей)
|
Я – внезапный излом,
Я – играющий гром,
Я – прозрачный ручей,
Я – для всех и ничей.
К. Бальмонт
|
Парцелляция
|
Членение предложения на части для выделения его смысловых
акцентов.
|
В деревню! К тётке! В глушь! В Саратов!
|
Риторический вопрос
|
Вопрос, который не требует ответа, а привлекает внимание к
проблеме.
|
Сколько раз говорить тебе одно и то же?!
|
Риторическое обращение
|
Обращение к чему-либо (кому-либо) не с целью разговора, а
для усиления выразительности речи
|
О небо, небо,
ты мне будешь сниться!
|
Риторическое восклицание
|
Эмоционально окрашенное предложение
|
Боже мой! Что за роскошь «Отцы и дети»! Просто хоть караул
кричи! А. Чехов
|
Многосоюзие
|
Распространение поэтической речи, в которой увеличено
число союзов между словами
|
И сердце бьётся
в упоенье,
И для него
воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.
|
Бессоюзие
|
Построение речи, в которой опущены союзы, соединяющие
слова
|
Переходы, коридоры, уборные,
Лестница витая, полутемная;
Разговоры, споры упорные,
На дверях занавески нескромные.
М. Кузьмин
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий