Не так давно во время занятия с учеником столкнулась с его замешательством по поводу задания
21, которое посвящено типам речи. Ученика смутили слова
"содержится" и "представлено" в пунктах задания. Поэтому в данном посте разберём подробнее этот вопрос.
Во-первых, все знают о трёх типа речи в русском языке: повествовании, описании
и рассуждении. Вспомним (кратко) об особенностях каждого.
Повествование
— это
сообщение о последовательности действий, о том, что происходило вначале, а что
потом, как развивались события.
В повествовании, как правило, можно выделить этапы развития событий: завязка, развитие действия, кульминация, развязка.
В повествовании, как правило, можно выделить этапы развития событий: завязка, развитие действия, кульминация, развязка.
Повествование
включает: простые и сложные предложения,
содержащие глаголы,
наречия, деепричастия; видо-временные
формы, подчёркивающие характер и смену событий.
Описание
— это
характеристика человека, предмета, события. Самым типичным примером описания
являются описания природы в художественной литературе. Описание включает:
эпитеты, сравнения, метафоры и т.д.; прилагательные, причастия и причастные
обороты; назывные и безличные предложения; имена, фамилии героев и т.д.
Рассуждение — это тип текста, представляющий
размышление, объяснение, доказательство точки зрения говорящего.
Компоненты
рассуждения: тезис, аргументация, вывод.
Рассуждения
содержат: вводные слова, передающие связь и последовательность мыслей: во-первых,
во-вторых, с одной стороны, с другой стороны, итак, значит, следовательно и
др; вопросно-ответные формы изложения; придаточные причины, цели, условия,
следствия и т.д. Любое обдумывание ситуации, её анализ, размышление обо всех
"за" и "против", личное мнение автора о чем-либо - это
рассуждение.
Теперь разберёмся со словами "содержится" и "представлено" в задании 21. Что же имели в виду составители тестов? Объясню на примере.
Если в пункте ответа указано "В предложениях ...-... содержится рассуждение", значит, помимо рассуждения, в данных предложениях может обнаружиться и повествование или описание (но не всегда! Есть примеры, где будет преобладать только один тип речи).
Если же читаем "В предложениях ...-... представлено рассуждение", значит эти предложения полностью нужно отнести к рассуждению и явных признаков других типов речи в них нет.
Пример.
(1)Даже самые развитые люди, я заметил, глубоко
убеждены в том, что жить духовной жизнью - значит ходить в театры, читать
книги, спорить о смысле жизни. (2)Но вот в «Пророке»:
Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился...
(3)Чего же не хватало пушкинскому герою - споров, театров и выставок? (4)Что это значит - духовная жажда?
Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился...
(3)Чего же не хватало пушкинскому герою - споров, театров и выставок? (4)Что это значит - духовная жажда?
(5)Духовность не то, что культура поведения или образованность.
(6)Огромное количество людей, не имея образования, обладает высочайшей силой
духа. (7)Интеллигентность - не образованность, а духовность. (8)Отчего самые
тонкие ценители искусства бывают порой негодными людьми? (9)Да потому, что
чтение книг, посещение театров и музеев не есть духовная жизнь. (10)Духовная
жизнь человека - это его собственное стремление к высокому, и тогда книга или
театр волнуют его, потому что отвечают его стремлениям. (11)В произведениях
искусства духовный человек ищет собеседника, союзника - ему искусство нужно для
поддержания собственного духа, для укрепления собственной веры в добро, правду,
красоту. (12)Когда же дух человека низок, то в театре и кино он лишь
развлекается, убивает время, даже если он является ценителем искусства.
(13)Точно так же может быть бездуховным и само искусство - все признаки таланта
налицо, но нет стремления к правде и добру и, значит, нет искусства, потому что
искусство всегда духоподъёмно, в этом его назначение.
(14)Бывает и обратное: есть добрые, способные любить и надеяться люди, которые не знали в детстве и в юности высших духовных стремлений, не встречались с ними. (15)Такие люди не нарушают моральных законов, но бездуховность их сразу видна. (16)Добрый и работящий человек, но не мучается его душа, не может, не хочет он выйти за круг бытовых забот.
(17)Чего жаждет человек, когда у него духовное томление? (18)Обычно желания делят на высокие и низкие, добрые и дурные. (19)Но разделим их по иному принципу: на конечные и бесконечные. (20)Конечные желания могут быть осуществлены к такому-то числу; это желания приобрести, получить, достичь, стать... (21)Но никогда не исполнятся полностью, не исчерпают себя желания бесконечные - назовём их стремлениями: «священный сердца жар, к высокому стремленье» (Пушкин). (22)Бесконечно стремление к добру, неутолима жажда правды, ненасытен голод по красоте... (С. Соловейчик)
(14)Бывает и обратное: есть добрые, способные любить и надеяться люди, которые не знали в детстве и в юности высших духовных стремлений, не встречались с ними. (15)Такие люди не нарушают моральных законов, но бездуховность их сразу видна. (16)Добрый и работящий человек, но не мучается его душа, не может, не хочет он выйти за круг бытовых забот.
(17)Чего жаждет человек, когда у него духовное томление? (18)Обычно желания делят на высокие и низкие, добрые и дурные. (19)Но разделим их по иному принципу: на конечные и бесконечные. (20)Конечные желания могут быть осуществлены к такому-то числу; это желания приобрести, получить, достичь, стать... (21)Но никогда не исполнятся полностью, не исчерпают себя желания бесконечные - назовём их стремлениями: «священный сердца жар, к высокому стремленье» (Пушкин). (22)Бесконечно стремление к добру, неутолима жажда правды, ненасытен голод по красоте... (С. Соловейчик)
Задание 21. Какие из перечисленных утверждений являются верными?
Укажите номера ответов.
1) В предложениях 1-5 представлено рассуждение.
2) В предложении 8-10 содержится описание.
3) В предложениях 11-13 содержится повествование.
4) В предложении 14-16 содержится рассуждение.
5) В предложениях 17-22
содержится рассуждение.
Итак, начинаем с пункта 1. Читаем предложения 1-5.
(1)Даже самые развитые люди, я заметил, глубоко убеждены в том, что жить духовной жизнью - значит ходить в театры, читать книги, спорить о смысле жизни. (2)Но вот в «Пророке»:
Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился...
(3)Чего же не хватало пушкинскому герою - споров, театров и выставок? (4)Что это значит - духовная жажда?
В пустыне мрачной я влачился...
(3)Чего же не хватало пушкинскому герою - споров, театров и выставок? (4)Что это значит - духовная жажда?
(5)Духовность не то, что культура поведения или образованность.
Ищем признаки рассуждения: вводное предложение "я заметил", вопросы, которые задаёт автор, наличие тезиса "жить духовной жизнью - значит..." (предл.1), размышлений (предл.2-4) и мини-вывода "духовность не то, что..." (предл.5). Больше никаких признаков (описания или повествования) здесь нет. Вывод: в предл.1-5, очевидно, представлено рассуждение (т.е. только рассуждение). Пункт 1 - верный.
Далее пункт 2, предложения 8-10. Если верить заданию, здесь содержится описание (т.е. помимо него есть признаки ещё какого-то типа речи).
(8)Отчего самые тонкие ценители искусства бывают порой негодными людьми? (9)Да потому, что чтение книг, посещение театров и музеев не есть духовная жизнь. (10)Духовная жизнь человека - это его собственное стремление к высокому, и тогда книга или театр волнуют его, потому что отвечают его стремлениям.
Что мы видим? Вопросно-ответная форма, авторские размышления о духовной жизни человека. Это рассуждение. А где описание, характерные для него прилагательные, причастия, выразительные средства? Их нет, значит, нет и описания. Пункт 2 не подходит.
Пункт 3 - содержится повествование. Ищем.
(11)В произведениях искусства духовный человек ищет собеседника, союзника - ему искусство нужно для поддержания собственного духа, для укрепления собственной веры в добро, правду, красоту. (12)Когда же дух человека низок, то в театре и кино он лишь развлекается, убивает время, даже если он является ценителем искусства. (13)Точно так же может быть бездуховным и само искусство - все признаки таланта налицо, но нет стремления к правде и добру и, значит, нет искусства, потому что искусство всегда духоподъёмно, в этом его назначение.
Видим глагольные действия, смену событий, завязку, кульминацию и развязку? Ни одного признака. Значит, здесь нет повествования. В пункте 3 полностью рассуждение. Минус.
Далее 4 пункт: (14)Бывает и обратное: есть добрые, способные любить и надеяться люди, которые не знали в детстве и в юности высших духовных стремлений, не встречались с ними. (15)Такие люди не нарушают моральных законов, но бездуховность их сразу видна. (16)Добрый и работящий человек, но не мучается его душа, не может, не хочет он выйти за круг бытовых забот.
В задании указано "содержится рассуждение", т.е. есть/могут быть и другие типы речи.Что читаем в этих предложениях? "Добрые, способные любить и надеяться люди", "добрый и работящий человек" - это признаки описания. Ага, описание есть. А рассуждение? Тезис "бывает и обратное: есть ...люди" и размышления автора на эту тему в предл.15-16. Рассуждение тоже есть. Значит, здесь содержится рассуждение, пункт 4 верен.
Пункт 5. Проверяем.
(17)Чего жаждет человек, когда у него духовное томление? (18)Обычно желания делят на высокие и низкие, добрые и дурные. (19)Но разделим их по иному принципу: на конечные и бесконечные. (20)Конечные желания могут быть осуществлены к такому-то числу; это желания приобрести, получить, достичь, стать... (21)Но никогда не исполнятся полностью, не исчерпают себя желания бесконечные - назовём их стремлениями: «священный сердца жар, к высокому стремленье» (Пушкин). (22)Бесконечно стремление к добру, неутолима жажда правды, ненасытен голод по красоте...
Видим признаки рассуждения: вопрос-тезис, размышление (автор в подтверждение своих мыслей приводит цитату А.С.Пушкина), вывод в предл.22. Рассуждение есть. Но в пункте указано "содержится". Как же быть? Данный пример показывает, что здесь рассуждение - преобладающий тип речи, а значит, пункт 5 верен, хотя явных признаков других типов речи здесь нет.
Итог: верные варианты ответа - 145.
Ясно и чётко.
ОтветитьУдалить