понедельник, 25 июля 2016 г.

Как решить задание 15 в ЕГЭ.

В данной статье я расскажу, как правильно выполнить задание 15 в ЕГЭ по русскому языку и получить 2 драгоценных балла, а также о сложных случаях расстановки запятых.

Задание 15 формулируется следующим образом:
Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Разделяете вы точку зрения автора или не согласны с ним?
2) И лежат в земле груды золота  и во всех концах света белого про тебя идёт слава громкая. 
3) От верхушки до основания пень как бы тлел то ярко-сияющими то тускло-серебристыми пятнами.
4) Мы  увидели и созвездие Дельфина и туманные огни и огненную черту  Персея.
5) Раскольников старается контролировать свои мысли и чувства и не дает возможности своей совести «выбраться» наружу.

Важно! Будьте внимательны: в задании может варьироваться количество запятых (например, «…ОДНУ запятую», «…ДВЕ запятые»).

Алгоритм выполнения задания:

1. Определите, простое или сложное предложение перед вами. Для этого необходимо найти грамматическую (-ие) основу (-ы): подлежащее (или подлежащие), сказуемое (или сказуемые).

2. Необходимо найти однородные члены. Это могут быть подлежащие, сказуемые, дополнения, определения, обстоятельства, обороты и т.д. Ваша задача – верно определить, как они связаны между собой: нет союзов /есть союзы (если есть, определяем, одиночный он или повторяющийся).

Важно! Учтите: если предложение сложное (это вы выясните, выполнив пункт 1), то разбирать по однородным членам нужно КАЖДОЕ простое.

Пример. Возьмём предложение 5 из нашего задания.
Раскольников старается контролировать свои мысли и чувства и не дает возможности своей совести «выбраться» наружу.
1. Определяем грамматическую основу: «Раскольников» – подлежащее (сущ. В Им.п.), «старается контролировать», «не даёт возможности выбраться» – сказуемые. Предложение простое.
2. Первая группа однородных членов – сказуемые «старается контролировать», «не даёт возможности выбраться». Их два, они соединены союзом И => запятая между ними (=перед союзом) не нужна.
Вторая группа однородных членов – дополнения «мысли», «чувства» (старается контролировать что? мысли, что? чувства. Оба существительных зависят от глагола, отвечают на один и тот же вопрос, оба употреблены в Вин.п.). Их два, они соединены союзом И (…свои мысли И чувства…) => запятая между ними (=перед союзом) не нужна. Вывод: в данном предложении не поставим ни одной запятой.

Особенности задания 15.
Бывает так, что в предложении однородные члены могут быть расположены группами. В таком случае нужно определить, какие однородные члены связаны союзами, а между какими нет союзов и должна стоять запятая.

Пример.
В гипермаркете вы можете приобрести не только продукты но и электротовары косметику книги и одежду.

Решение:
1. Грамматическая основа: вы – подлежащее, можете приобрести – сказуемое. Предложение простое.

2. Находим однородные члены: можете приобрести что? продукты, что? электротовары,  что? книги, что? одежду. Все эти 4 существительных – однородные дополнения. Рассмотрим, как они соотносятся друг с другом. 
«Продукты», «электротовары» связаны союзом «не только, но и». Запятая перед НО обязательна => …не только продукты, но и электротовары…
Дополнения «электротовары», «косметику» союзом не связаны => между ними должна стоять запятая (…электротовары, косметику…)
Дополнения «косметику», «книги» также союзом не связаны => между ними должна стоять запятая (…косметику, книги…)
Дополнения «книги», «одежду» связаны союзом И, он одиночный => запятая между словами не нужна (…книги и одежду).
Расставим все необходимые запятые. В гипермаркете вы можете приобрести не только продукты, но и электротовары, косметику, книги и одежду.

Немного теории.
Чтобы выполнить задание 15 на максимум баллов, конечно же, нужно помнить теорию. Даны несколько правил самых часто используемых союзов (на основе КИМов 15-го задания).

1. Предложение сложное - запятая ставится перед каждым простым предложением (какой союз соединяет их – не так важно).

2. Предложение простое:
2.1. Если между однородными членами стоят одиночные союзы И, ДА (в значении «И») ИЛИ, ЛИБО - запятая не ставится (От домов во все стороны шли ряды деревьев и кустарников);

2.2. Если между однородными членами стоят повторяющиеся союзы И, ДА (в значении «И») ИЛИ, ЛИБО, ТО, НЕ ТО, повторяющаяся частица НИ в роли союза - запятая ставится (От домов во все стороны шли ряды деревьев, или кустарников, или цветов);

Важно! Запятая при повторяющемся союзе И сначала ставится после первого однородного члена, затем - перед каждым И.
Абсолютно не имеет значения, есть ли у первого однородного члена союз И или нет.
Пример 1. Солнце залило светом и водную гладь , и потопленный лес , и людей.
Пример 2. Перед глазами ходил океан , и колыхался , и гремел , и сверкал , и уходил куда-то в бесконечность.

2.3. Если между однородными членами стоят союзы А; А ТАКЖЕ; НО; КАК, ТАК И; НЕ ТОЛЬКО, НО И - запятая ставится.
Важно! Помните: как, так и; не только, но и; а также («также» слитно, запятая перед А).

ПРОВЕРЬ СЕБЯ (*ответы после задания)

1.Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить одну запятую.
1) Кто-то терем прибирал да хозяев поджидал.
2) Многие литературоведы и историки вновь и вновь спорят по поводу отношений Гёте с великим русским поэтом А.С. Пушкиным.
3) От домов во все стороны шли ряды деревьев или кустарников или цветов.
4) В синтаксическом строе двух поэтических текстов мы можем найти как сходства так и различия.
5) Древние испанские мастера при строительстве замков применяли либо каменную либо кирпичную кладку.

2. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить одну запятую.
1) Жизнь удивительна и прекрасна.
2) Борьба учила хитрости и осторожности зоркости и смелости.
3)Дорога то проваливалась между горных гребней то поднималась на округлые холмы то исчезала в траве.
4) Все блещет и нежится и радостно тянется к солнцу.
5) Хорошие манеры и правильно выработанное поведение принесут человеку как хорошее настроение так и уважение окружающих.

3. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить одну запятую.
1) Он поминутно останавливался и только при блеске молнии делал шаги.
2)Лунный свет поблескивал не только на стёклах окон но и на глади реки.
3)Ночью ветер злится да стучит в окно.
4)Дай мне карандаш или ручку.
5) В колледже он с увлечением занимался как гуманитарными так и естественно-математическими дисциплинами

4. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить одну запятую.
1) Агроном осмотрел посевы пшеницы и гороха и что-то записал в блокнот.
2)Юбиляра поздравляли не только сотрудники но и совершенно незнакомые люди.
3)Здесь побывала анаконда или какая-нибудь другая крупная змея.
4)Серебро и злато брильянты и жемчуг изумруды и яхонты дарил боярин своей ладушке.
5) Много желал да ничего не поймал.

5. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить одну запятую.
1) Я сижу один над обрывом и глажу добрейшую собаку с невероятно забавными в своей ложной свирепости желтыми мужичьими глазами.
2)Серый коршун с растопыренными шевелящимися кончиками крыльев пролетел над гребнем горы.
3)Вся мебель в комнате состояла из стола кровати да табурета.
4)В праздник кто-нибудь в доме варил варенье или пек торт или готовил еще что-нибудь вкусное и обязательно угощал соседей.
5) Интонация всегда лежит на грани словесного и несловесного сказанного и несказанного.

6. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить одну запятую.
1) Посетители библиотеки либо где-нибудь учатся либо мечтают учиться.
2) Туча на севере росла и захватывала запад и восток.
3)Человеку свойственно не только преклоняться перед великим но и стремиться превзойти его.
4)Всюду вверху и внизу пели жаворонки.
5) По вечерам за столом собирались дети и взрослые и читали вслух.

7. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить одну запятую.
1) У Сибири есть много особенностей как в природе так и в людских нравах.
2)Незаметно и быстро зажглась и начала разгораться в небе оранжевая полоска зари.
3)Топот матросских ног да лёгкий шум верёвок нарушал тишину работ.
4)Тракторы проваливались в наледь или увязали в торосах.
5) Тучи на горизонте то сходились и расходились то выстраивались в причудливые замки.

8. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить одну запятую.
1) Писательский талант равно проявит себя как в книгах для взрослых так и в детской литературе.
2)Крылов и Даль и Гончаров были чиновниками и не утратили из-за этого своих дарований.
3)Фокусник обманывает зрителей однако никогда не выдает иллюзию за «чистую монету».
4) Мне хотелось застать медведя где-нибудь на полянке или за рыбной ловлей на берегу реки.
5) Иван был почти всегда сонливый да ленивый.

9. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить одну запятую.
1) Основой для хатки бобра служит старый пень или кочка или кустарник у кромки воды.
2)Василий Петрович неохотно и почти неучтиво слушал пожилую посетительницу и даже выказал нетерпение.
3)Особые восковые краски применяли как в Южной Америке так и в Древнем Египте.
4)Супруги вместе читали или играли в четыре руки на фортепьяно.
5) Приют наш мал зато спокоен.

10. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить одну запятую.
1) Ни ранения ни боль ни смерть не пугали этого мужественного человека.
2)Доктриной называют как научную теорию так и связную концепцию во внешней или внутренней политике.
3)В марте прилетают не только грачи но и первые ранние скворцы.
4) Вечером Вадим ушёл в свою комнату и сел перечитывать письмо и писать ответ.
5) Споры шляпочных грибов очень мелкие и лёгкие и переносятся потоком воздуха.

*Ответы: 1 - 45; 2 – 25; 3 – 25; 4 – 25; 5 – 35; 6 – 13; 7 – 15; 8 – 13; 9 – 35; 10 – 23. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий